Феномен Сергея Минаева
«До чего же мерзкий тип, этот Сергей Минаев! Дрянь, а не человек!!! И герои у него такие же», — думаю я, открывая очередной бестселлер автора. Почему же я читаю его книги: до конца, без принуждения и даже без видимой необходимости? Я ведь не какая-нибудь потребительница женских романов и карманных детективов. У меня замашки интеллигентки, у меня образование, у меня вкус! Сейчас буду разбираться.
«Духless» мне всучили со словами: «Все читают». А я должна быть в курсе современных течений.
Поначалу у меня глаза на лоб лезли: «Вот это люди живут! Слава богу, у меня нет столько денег!» К концу книги я пришла к выводу, что в той или иной степени все наше общество скроено по аналогичному лекалу и степень морального разложения прямо пропорциональна величине материального благосостояния. Впала в депрессию. Зареклась, что больше ни одной книги Минаева в руки не возьму. Хотя было интересно. И полезно: я очень наивна и понятия не имела, как живет гламурный мир.
Вскоре я влюбилась. Он был очень похож на главного героя «Духless», а я чувствовала себя многострадальной самоотверженной Юлей. Он ненавидел весь мир и был совершенно безнадежен. Но от этого почему-то еще сильнее хотелось его «спасти». Поскольку все девушки его мира были «тёлками» (кроме меня, ес-сно), это давало мне определенную надежду на его исправление.
Когда он меня бросил, Сергей Минаев написал «The тёлки». В магазине я много раз ходила вокруг книги, как кот вокруг сметаны. Я подозревала, о чем она, и боялась узнать правду.
После прочтения, мне хотелось немедленно набрать его номер: «Привет, скотина! Про тебя тут книжку написали. Не хочешь почитать, козел?»
Несмотря на гиперболичность образа главного героя, автору настолько точно удалось передать эти повадки, ужимки, манеру себя вести, лгать, изворачиваться, что отождествление получилось полное.
Некоторые мои подруги тоже узнали в Андрее Миркине своих экс-ненаглядных. Может быть, все бабы дуры. Но 300 тысяч (именно таков тираж романа «The тёлки») русских женщин не могли так вляпаться! К тому же роман читают не только женщины и не только в бумажном варианте.
Значит, причина не только в личных ассоциациях.
Что заставляет одних любить таких моральных уродов: трусов, лжецов, паяцев, нытиков, эгоистов и прожигателей жизни, а других — читать книги про них? Подозреваю, что некая подсознательная тяга к саморазрушению, страданиям и всяким пакостям. Человек инстинктивно стремится испытать негативные эмоции или хотя бы понаблюдать со стороны. Не даром же раньше на прилюдные казни собиралась такая тьма народа.
И в этом плане невыносимая депрессуха, которой пронизаны минаевские произведения, еще сильнее затягивает читателя. Ведь это сильное переживание, которое в условиях эмоционального голодания приходится очень кстати.
А отсутствие динамики в сюжете автор с лихвой компенсирует виртуозными диалогами и монологами. Минаев — мастер экспрессивной прямой речи. С помощью острого языка, мата и трэша он добивается того же эффекта, который другие писатели получают благодаря фантазии и литературному таланту. И до конца дочитаешь, в надежде, что наконец-то найдешь там кульминацию.
Пожалуй, можно добавить к списку причин еще и стремление к свободе. Герои Минаева просаживают деньги, пьют без меры, закидываются наркотой, никогда никуда не приходят вовремя, не затрудняют себя соблюдением норм поведения и моральными принципами. А у нас, блин, «еще неделя до зарплаты», «язва задолбала», «совесть мучает» и т.д. В общем, мы себе таких вольностей позволить не можем, а почитать-представить — пожалуйста. Как говорится, досыта и без греха.
Поэтому нас всегда будут привлекать Печорины, Онегины и прочие классические духlessы. Главным образом, их внутренняя свобода. Пусть и деструктивного свойства, так ведь даже интереснее. А поскольку Андрей Миркин и другие минаевские персонажи еще и наши современники, создается ощущение реальности созданного автором мира, что позволяет полностью в него интегрироваться.
Между тем, Сергею Минаеву присуждают антипремии, а каждое уважающее себя литературное светило считает своим долгом обозвать его бездарностью. Писателя называют эпигоном, обвиняют в калькировании Бегбедера, Эллиса и прочих, упрекают в использовании нечестных методов раскрутки. В интернете — масса критических статей, одна эффектнее другой.
Почему тогда его книги читаю я, мои друзья, знакомые и, надо признаться, с большим интересом? Хорошая реклама? Да. Переизбыток на книжных полках? Безусловно. Но Дарью Донцову и Даниэлу Стил я же не читаю.
И что самое главное — ведь Минаев цепляет! И даже очень. Не просто проглотила, а завтра забыла, о чем в книге шла речь.
В общем, если бы Минаева не было, его бы придумали. Ибо он по последней моде обыграл самую животную, самую острую и вечно актуальную тему, выехав на ней в центр российского книжного рынка. Да еще на продакт плейсменте сколько бабла настриг!
На этом я закончу свои умозаключения и приведу соображения нескольких моих друзей. Каждому из них я задала один и тот же вопрос:
«Ты можешь вкратце объяснить, почему тебе было интересно читать «Духless»? Ведь и хандра полная, и никаких выводов герой для себя не делает, и реклама на каждой странице, и заканчивается ничем»
Андрей, программист
Чтиво было интересно как процесс — написано так что все время ждешь будто все эти мытарства все-таки выльются во что-то конструктивное, что изменит жизнь героя раз и навсегда и начнет тем самым большой цепной процесс. Но… как ты написала заканчивается он ничем — никто сейчас в мире из простых людей не видит выхода из сложившейся ситуации, даже писатели не могут придумать. Но когда-нибудь придумается!
Сергей, дизайнер
Почему так интересно всегда читать про говно? Потому что вокруг пытаются сделать Титаник с дикаприо, а тут хоп и говно. И ты ни фига ни как все. Ты — альтернативный человек. Типа раскрывают истинный мир и типа ты его теперь видела. Некоторые идут дальше и руками это говно трогают, но это уже совсем шизанутые ребята. Мне на самом деле скорее интересно увидеть что-то со всех сторон
Елена, переводчик
Главный герой был похож на Юру, мне было легче забыть его… Правда, почти сразу Юрий объявился, и я забыла обо всех предосторожностях!!!
Юрий, топ-менеджер
Книга интересная с той точки зрения для меня, потому что я частично варюсь в этой каше. После прочтения мне захотелось попробовать кокаин, неужели он так офигенно действует как написано. Попробовал — ничего особенного, либо кокс попался бодяженный, либо действительно говно и ничего особенного. Конец книги не понятен — из разряда, когда кончаются мысли читатель финал додумывает сам. Есть немного жалости к этому человеку, хотя чего его жалеть, полно других людей, нуждающихся в жалости ещё больше чем он. Если честно, читал книгу осенью вроде, уже не помню о чём она, вроде о манагере, кокаине и о несчастной любви. Большее впечатление на меня произвела книга «Откатчики». Вот это вещь — реальная повесть о работе закупщиков! Так что вот…
Константин, начальник цеха
Читаешь и думаешь: а ведь я то в чем-то лучше! А вот эти люди — такие казлы. Ну просто уроды! А я — граф Монтекристо. Сравниваешь себя с ними и смотришь свысока: «А, %ля, вот это мрази!» Гордыню-то никто еще не отменял. Почему принято гнобить слабых и немощных? Потому что нет сил гнобить тех, кто сильнее тебя. Может быть, еще и потому интересно читать, что в целом ты заперт в рамки общества — дресс-код, без матюков, принципы и стандарты. И интересно поглядеть — а можно ли по-другому? И чем это кончится?
Максим, аналитик
Про жизнь людей написано в современном мире… Поэтому интересно. Это то, что сейчас происходит там в Москве, и я примеряю это на себя, хочу я подобного или нет, действительно ли все там обречены на депрессию от такой жизни и т.д. Такого не хочу, конечно, а драйва охота…
А «Телки» вообще-то так себе. Но я че-то за него запереживал, когда у него такая ситуация возникла… Стало интересно узнать, как все закончится.
Маргарита, банковский работник
Полный трэш, и в этом вся фишка! Трэш гораздо лучше характеризует свою эпоху, чем то, что современники считают высокой литературой. Но для меня «Москва-Петушки» Венечки Ерофеева все равно вне конкуренции!
«Духless» мне всучили со словами: «Все читают». А я должна быть в курсе современных течений.
Поначалу у меня глаза на лоб лезли: «Вот это люди живут! Слава богу, у меня нет столько денег!» К концу книги я пришла к выводу, что в той или иной степени все наше общество скроено по аналогичному лекалу и степень морального разложения прямо пропорциональна величине материального благосостояния. Впала в депрессию. Зареклась, что больше ни одной книги Минаева в руки не возьму. Хотя было интересно. И полезно: я очень наивна и понятия не имела, как живет гламурный мир.
Вскоре я влюбилась. Он был очень похож на главного героя «Духless», а я чувствовала себя многострадальной самоотверженной Юлей. Он ненавидел весь мир и был совершенно безнадежен. Но от этого почему-то еще сильнее хотелось его «спасти». Поскольку все девушки его мира были «тёлками» (кроме меня, ес-сно), это давало мне определенную надежду на его исправление.
Когда он меня бросил, Сергей Минаев написал «The тёлки». В магазине я много раз ходила вокруг книги, как кот вокруг сметаны. Я подозревала, о чем она, и боялась узнать правду.
После прочтения, мне хотелось немедленно набрать его номер: «Привет, скотина! Про тебя тут книжку написали. Не хочешь почитать, козел?»
Несмотря на гиперболичность образа главного героя, автору настолько точно удалось передать эти повадки, ужимки, манеру себя вести, лгать, изворачиваться, что отождествление получилось полное.
Некоторые мои подруги тоже узнали в Андрее Миркине своих экс-ненаглядных. Может быть, все бабы дуры. Но 300 тысяч (именно таков тираж романа «The тёлки») русских женщин не могли так вляпаться! К тому же роман читают не только женщины и не только в бумажном варианте.
Значит, причина не только в личных ассоциациях.
Что заставляет одних любить таких моральных уродов: трусов, лжецов, паяцев, нытиков, эгоистов и прожигателей жизни, а других — читать книги про них? Подозреваю, что некая подсознательная тяга к саморазрушению, страданиям и всяким пакостям. Человек инстинктивно стремится испытать негативные эмоции или хотя бы понаблюдать со стороны. Не даром же раньше на прилюдные казни собиралась такая тьма народа.
И в этом плане невыносимая депрессуха, которой пронизаны минаевские произведения, еще сильнее затягивает читателя. Ведь это сильное переживание, которое в условиях эмоционального голодания приходится очень кстати.
А отсутствие динамики в сюжете автор с лихвой компенсирует виртуозными диалогами и монологами. Минаев — мастер экспрессивной прямой речи. С помощью острого языка, мата и трэша он добивается того же эффекта, который другие писатели получают благодаря фантазии и литературному таланту. И до конца дочитаешь, в надежде, что наконец-то найдешь там кульминацию.
Пожалуй, можно добавить к списку причин еще и стремление к свободе. Герои Минаева просаживают деньги, пьют без меры, закидываются наркотой, никогда никуда не приходят вовремя, не затрудняют себя соблюдением норм поведения и моральными принципами. А у нас, блин, «еще неделя до зарплаты», «язва задолбала», «совесть мучает» и т.д. В общем, мы себе таких вольностей позволить не можем, а почитать-представить — пожалуйста. Как говорится, досыта и без греха.
Поэтому нас всегда будут привлекать Печорины, Онегины и прочие классические духlessы. Главным образом, их внутренняя свобода. Пусть и деструктивного свойства, так ведь даже интереснее. А поскольку Андрей Миркин и другие минаевские персонажи еще и наши современники, создается ощущение реальности созданного автором мира, что позволяет полностью в него интегрироваться.
Между тем, Сергею Минаеву присуждают антипремии, а каждое уважающее себя литературное светило считает своим долгом обозвать его бездарностью. Писателя называют эпигоном, обвиняют в калькировании Бегбедера, Эллиса и прочих, упрекают в использовании нечестных методов раскрутки. В интернете — масса критических статей, одна эффектнее другой.
Почему тогда его книги читаю я, мои друзья, знакомые и, надо признаться, с большим интересом? Хорошая реклама? Да. Переизбыток на книжных полках? Безусловно. Но Дарью Донцову и Даниэлу Стил я же не читаю.
И что самое главное — ведь Минаев цепляет! И даже очень. Не просто проглотила, а завтра забыла, о чем в книге шла речь.
В общем, если бы Минаева не было, его бы придумали. Ибо он по последней моде обыграл самую животную, самую острую и вечно актуальную тему, выехав на ней в центр российского книжного рынка. Да еще на продакт плейсменте сколько бабла настриг!
На этом я закончу свои умозаключения и приведу соображения нескольких моих друзей. Каждому из них я задала один и тот же вопрос:
«Ты можешь вкратце объяснить, почему тебе было интересно читать «Духless»? Ведь и хандра полная, и никаких выводов герой для себя не делает, и реклама на каждой странице, и заканчивается ничем»
Андрей, программист
Чтиво было интересно как процесс — написано так что все время ждешь будто все эти мытарства все-таки выльются во что-то конструктивное, что изменит жизнь героя раз и навсегда и начнет тем самым большой цепной процесс. Но… как ты написала заканчивается он ничем — никто сейчас в мире из простых людей не видит выхода из сложившейся ситуации, даже писатели не могут придумать. Но когда-нибудь придумается!
Сергей, дизайнер
Почему так интересно всегда читать про говно? Потому что вокруг пытаются сделать Титаник с дикаприо, а тут хоп и говно. И ты ни фига ни как все. Ты — альтернативный человек. Типа раскрывают истинный мир и типа ты его теперь видела. Некоторые идут дальше и руками это говно трогают, но это уже совсем шизанутые ребята. Мне на самом деле скорее интересно увидеть что-то со всех сторон
Елена, переводчик
Главный герой был похож на Юру, мне было легче забыть его… Правда, почти сразу Юрий объявился, и я забыла обо всех предосторожностях!!!
Юрий, топ-менеджер
Книга интересная с той точки зрения для меня, потому что я частично варюсь в этой каше. После прочтения мне захотелось попробовать кокаин, неужели он так офигенно действует как написано. Попробовал — ничего особенного, либо кокс попался бодяженный, либо действительно говно и ничего особенного. Конец книги не понятен — из разряда, когда кончаются мысли читатель финал додумывает сам. Есть немного жалости к этому человеку, хотя чего его жалеть, полно других людей, нуждающихся в жалости ещё больше чем он. Если честно, читал книгу осенью вроде, уже не помню о чём она, вроде о манагере, кокаине и о несчастной любви. Большее впечатление на меня произвела книга «Откатчики». Вот это вещь — реальная повесть о работе закупщиков! Так что вот…
Константин, начальник цеха
Читаешь и думаешь: а ведь я то в чем-то лучше! А вот эти люди — такие казлы. Ну просто уроды! А я — граф Монтекристо. Сравниваешь себя с ними и смотришь свысока: «А, %ля, вот это мрази!» Гордыню-то никто еще не отменял. Почему принято гнобить слабых и немощных? Потому что нет сил гнобить тех, кто сильнее тебя. Может быть, еще и потому интересно читать, что в целом ты заперт в рамки общества — дресс-код, без матюков, принципы и стандарты. И интересно поглядеть — а можно ли по-другому? И чем это кончится?
Максим, аналитик
Про жизнь людей написано в современном мире… Поэтому интересно. Это то, что сейчас происходит там в Москве, и я примеряю это на себя, хочу я подобного или нет, действительно ли все там обречены на депрессию от такой жизни и т.д. Такого не хочу, конечно, а драйва охота…
А «Телки» вообще-то так себе. Но я че-то за него запереживал, когда у него такая ситуация возникла… Стало интересно узнать, как все закончится.
Маргарита, банковский работник
Полный трэш, и в этом вся фишка! Трэш гораздо лучше характеризует свою эпоху, чем то, что современники считают высокой литературой. Но для меня «Москва-Петушки» Венечки Ерофеева все равно вне конкуренции!
- 0
- sayana
Комментарии (5)