Шри Чинмой. В поисках своего места.

Автор: Сьюзанн Гербер.

В 1970-80-х гг. прямо под носом крепко стоящих на ногах и достойно образованных граждан округа Фэйрфилд (шт. Коннектикут) существовала тайная жизнь. Коннектикутская ветвь одиозной секты была невидима для внешнего мира, а те немногие, кто знал про её существование (возможно, это были посетители вегетарианского ресторана «Love and Serve Natural») относились к ней благосклонно. В последние годы, однако, и они были взволнованы и шокированы обвинениями, в т.ч. и сексуального характера, выдвинутыми в адрес лидера секты – Шри Чинмоя. Ныне покойный, Чинмой из своей нью-йоркской штаб-квартиры на протяжении сорока лет контролировал все аспекты жизни членов секты. Максимальное количество его последователей, проживавших в округе Фэйрфилд, достигало 175 человек.

У этого самопровозглашённого гуру была «Избранная» – душа, которая согласно его заявлениям, вселилась в тело образцовой ученицы. Эта девочка, рождённая в семье двоих чинмоитов, росла в Норуолке и Гринвиче, и закончила Гринвичскую Академию (Greenwich Academy – школа для девочек в шт. Коннектикут, — прим. Ра). Днём она носила школьную форму, а вечером переодевалась в сари и участвовала в делах секты. Никто из учителей и одноклассниц не догадывался о её тайной жизни. Два года назад, получив существенную психологическую помощь, Джаянти Тэмм наконец почувствовала себе готовой для того, чтобы поведать миру свою историю. Она написала книгу воспоминаний под названием «Cartwheels in a Sari», в которой речь идёт про то, как она «росла в секте».

Рождённая избранной.

Сегодня Джаянти выглядит как любая другая успешная женщина в возрасте за 30. Эта привлекательная 39-тилетняя женщина нянчится со своей 2-летней дочерью, поглядывает на смартфон, пьёт чай и легко смеётся. Но её жизнь не всегда была такой беспечной. От дня рождения и на протяжении следующих 25-ти лет её жизнь контролировал Шри Чинмой. Её родители – пара юных искателей веры, присоединились к Чинмою в 1961 г. — через 4 года после его приезда в США. В вечер первой же встречи, Чинмой принудил вступить их в «божественный брак». Это означало, что юридически они становились супружеской парой, однако, следуя правилам культа, они должны соблюдать целибат. Несколько месяцев спустя мать Джаянти забеременела. Поначалу Чинмой пришёл в ярость, но, поняв, что уже ничего не поделаешь, быстро изменил установку и заявил, что использовал свою власть и сострадание, устроив так, чтобы одна особенная душа с высших небес спустилась на землю и вошла в тело его образцовой ученицы. Эта душа инкарнировалась в Джаянти.


На фото: Джаянти Тэмм.

Таким образом родители «Избранной» избавились от греха, их статус в культе укрепился и они вошли во внутренний круг особо приближённых. Когда Чинмой велел переехать им в Уилтон, а затем в Норуолк, и основать там коннектикутский Центр, они почли это за честь. В действительности Центр представлял собой скромный двухэтажный дом почти лишённый мебели – лишь пара кроватей наверху и кресло в виде трона, дожидавшееся визитов Чинмоя. Однако супруги Тэмм не считали этот дом действительно своим, да и не было у них такого желания. Они понимали, что здесь они всего лишь находятся на службе у своего гуру, который намеревался стать фигурой международного масштаба. Зная, что люди округа Фэйрфилде обладают деньгами и властью, они решили здесь обосноваться, и обосноваться прочно.

В 1982 г. Чинмой перестал ездить в Коннектикут для проведения медитаций, однако супруги Тэмм продолжили вести занятия, включая и те, что бесплатно каждую неделю проводились в библиотеке Бирама Шуберта. Примерно в это же время Чинмой вводит новое правило, согласно которому все его ученики, проживающие в «Регионе Трёх Штатов» («tristate area» – территория, прилегающая к г. Нью-Йорк и включающая в себя штаты Нью-Джерси, Нью-Йорк и Коннектикут, — прим. Ра), должны были проводить с ним совместные медитации по средам вечером. Таким образом все эти люди, включая Джаянти и её семью, вынуждены были каждый раз ездить в Нью-Йорк. Чтобы сэкономить время на дорогу, они, когда Джаянти ходила в 7-й класс, из Норулка переехали в маленький дом, расположенный в одном из тупиков Гринвича.

Джаянти пишет в своей книге: «Большинство людей всю жизнь мечтают о том, чтобы войти в закрытое элитное общество Новой Англии и осесть в Гринвиче, шт. Коннектикут — в этом оазисе французских бутиков, поло-клубов и недвижимости, разбросанной вдоль побережья. Большинство, но не мы. Для моей семьи Гринвич был жалкой заменой нью-йоркского Куинза (Queens – район Нью-Йорка, в кот. располагалась штаб-квартира Чинмоя, — прим. Ра)».

Необязательно иметь учёную степень по психологии, чтобы разобраться в том, что мотивировало Чинмоя. Осиротев в юном возрасте, он и шестеро его братьев и сестер, попали в ашрам в их родной Индии. Его гуру – Шри Ауробиндо, был известным индийским националистом, поэтом, философом и йогином. Полная его противоположность – Чинмой, носящий тогда носил имя Мадал, был нищим сиротой, которому пророчили провести остаток жизни в качестве монаха-целибата. Впрочем, имея собственные устремления, он скрупулёзно изучил уклад жизни в ашраме, в частности те аспекты, которые касались манипуляций адептами, основанных на игре «в фаворита». Движимый нарциссизмом, но обладающий низкой самооценкой, юный Мадал решил стать ещё более известным и успешным, чем его собственный гуру. Позже он будет рассказывать ученикам, что ему было видение, в котором Суприм велел отправляться в Америку и стать духовным лидером для не обретших свою веру искателей.

Свою свежеиспечённую секту Чинмой держал в ежовых рукавицах. Ученики должны были одеваться согласно его предписаниям. Им следовало придерживаться целибата, не употреблять мясо, алкоголь или кофеин, не общаться с людьми из «внешнего мира». Им было запрещено заводить домашних животных, смотреть телевизор, читать газеты, журналы и книги, кроме написанных им самим. Когда ученики не были в школе или на работе на благо секты, они были полностью во власти Чинмоя. Зачастую его последователи были заняты в действиях по привлечению внимания СМИ к Чинмою.

Недавно я встретилась с Джаянти в одном из нью-йоркских кафе, чтобы поговорить о книге и её жизни после того, как она покинула культ. Я спросила, каково это – ездить по всей стране с промо-туром первой книги, разоблачающей культ Шри Чинмоя? «Я чувствую себя свободной», — отвечает она, — «Долгие годы я носила бремя тайной жизни. Я делаю всё, чтобы наверстать упущенное, влиться в этот мир и добиться того, о чём всегда мечтала. Я не хочу, чтобы люди узнали о том, какой я была ненормальной. В конце концов, дать выход всему этому было невероятным облегчением».

Она говорит не только о личной пользе, но и пользе для всех тех, кто был и всё ещё остаётся в ловушке секты. «Я счастлива оттого, что могу поделиться своей историей, и оттого, что она находит резонанс в их душах – не только у тех, кто связан с сектами, но и у всех остальных. Есть так много людей со схожей ситуацией в плане отношений с отцом или в том, что касается семейной агрессии. Я считаю, что мне выпала хорошая возможность повлиять на это».

Книга «Cartwheels in a Sari» наполнена эмоциональным зарядом. Сцены описываются ярко, и часто с юмором. Например, её первый день в детском саду, когда она надела любимое голубое сари и представилась воспитателю тем именем, которое дал гуру, означающее на санскрите «Высочайшая Победа Суприма». Или — когда в их доме в Норулке проводились собрания секты, то ей и брату запрещали туда входить, а они придумали себе развлечение под название «Гуру и ученик», и брат весь вечер гонял её, отдавая приказы. Настоящие игры находились под запретом, но их отец изобрёл одну специально для них, под названием «Змеи и лестницы для адептов» (имеется в виду вариация на тему популярной детской настольной игры «Змеи и лестницы», — прим. Ра).


Поскольку Джаянти была «Избранной», предполагалась, что она никогда не выйдет замуж, будет придерживаться целибата и воздержится от каких-либо жизненных устремлений. Ей предстояло сидеть у ног гуру, ублажая его, и всю свою жизнь посвятить исполнению его прихотей. Насаждая свод жёстких правил, Чинмой контролировал её жизнь вплоть до мелочей – от того как она одевается и с кем дружит и до того, что ест и сколько весит.

К тому времени, когда Джаянти стала ходить в среднюю школу, она называла своё безнадёжное существование так: «быть в зоне видимости радара». Она хорошо училась, легко заводила друзей и не выделялась до тех пор, пока Чинмой не заявил, что собирается исполнить свой величайший трюк: поднять слона на лужайке перед её домом. (В те времена это был его пунктик – поднимать при помощи рычажных механизмов различные тяжести.) Собралась большая толпа, а на следующий день местная газета опубликовала по этому поводу заметку на первой странице, проиллюстрировав её портретом Джаянти. Быть тинэйджером нелегко даже в условиях самых благоприятных обстоятельств. А каково приходится, если в твоём саду маленький лысый индус, наряженный в развевающееся одеяние, поднимает слона?

«Когда я училась в начальной и средней школе, то разработала такую стратегию: не привлекать к себе внимания, всячески ускользая от него», — вспоминает Джаянти. «Администрация школы не могла определить, в чём заключалась моя проблема, поскольку на мне не было каких-либо физических увечий или синяков. Они догадывались, что со мной что-то не так, но не знали как со мной поступить. Из-за наших поздних медитаций я всегда была невыспавшейся, я никогда не делала домашнее задание, мои родители ни разу не появились на родительских собраниях, а мою мать можно было увидеть исключительно одетой в сари».

Первая любовь пришла к Джаянти, когда ей было 15. Тогда же случился и первый её поцелуй. Как это заведено у девочек-подростков, она написала любовную записку своему мальчику. Однако записку перехватил её брат и, в стремлении заработать очки, сдал её гуру. Такие действия, как наушничество и подглядывание (в т.ч. и за членами своей семьи) были не только приемлемыми, но и поощряемыми. Чинмой был очень расстроен и заявил, что её бойфренд – это Суприм. Затем он велел родителям отдать её в Гринвичскую Академию (далее — ГА) для девочек.

«Я не хотела идти туда», — рассказывает Джаянти, попивая свой крепкий латте. «Я попыталась завалить вступительный экзамен, но они всё равно приняли меня. И я использовала излюбленный метод: вести себя незаметно и слиться с окружением».

Участие в спортивных мероприятиях было необходимым условием учёбы в ГА. Но это было просто. Чинмой был физкульт-фанатом, в частности — тенниса и джоггинга, и как результат, это же ожидалось и от всех его учеников (от женщин даже требовали, чтобы они обували кроссовки под сари). Поэтому Джаянти была первой на беговой дорожке и теннисном корте.

Меган Линдемайер училась в ГА с Джаянти. Сейчас она является президентом сообщества выпускниц ГА. Меган вспоминает, что, как и большинство одноклассниц, она была очень удивлена, узнав про тайную жизнь Джаянти. «Она не входила в круг моих подружек, но на старших курсах все мы стали одной большой группой приятельниц», — вспоминает Меган. «Джаянти всегда была оптимистичной, уравновешенной и спокойной. Я ничего не знала про её личную жизнь. У неё были друзья, и ничто не указывало на то, что она находится в отличной от них ситуации. Была группка девочек из очень богатых семей, но нельзя сказать, что существовали какие-то значительные социально-экономические трения. А поскольку мы все носили одинаковую школьную форму, то не отличались мы и одеждой».

Сейчас Джаянти считает, что это были мучительные попытки казаться «нормальной» в то время, когда её жизнь таковой не была. Когда все её одноклассницы выбирали колледж, она знала, что Чинмой никогда ей этого не позволит. Однако, по настоянию школьного куратора, она сдала SAT (Scholastic Aptitude Test, дословно Школьный Оценочный Тест — единый тест для приема в колледжи в США) и подала заявление в Беннингтонский колледж. Джаянти приняли, но ей так и не было позволено влиться в ряды студентов.

Когда пришло время школьного выпускного вечера, она попросила гуру об особой аудиенции. Поначалу Чинмой был против, а затем Джаянти удалось уговорить его, и он согласился, но при одном условии – её должен сопровождать кто-то из членов культа. Поскольку иной кандидатуры для выбора не было, Джаянти пришлось танцевать со своим братом, в то время как её одноклассницы наслаждались лучшим вечером их юной жизни.

Окончив школу, она намеревалась устроиться на работу при ООН, поскольку там, в своём стремлении завоевать мировое внимание, кое-какую незначительную роль играл Чинмой. Но мимолётная любовная связь затянула её снова в бурный поток, и её отправили во Францию – под бдительный надзор одного из преданных учеников. В стране Liberté, Egalité и Fraternité её собственные семена свободы дали всходы, и следующие семь лет она провела, мотаясь по психологическому зигзагу: от предназначения служить гуру — к отчаянному желанию жить собственной жизнью.

Освобождение.

В 25 лет ей, наконец, удалось выскочить из секты, но место, куда она приземлилась, не было идеальным. В первую очередь, дело было в том, что члены её семьи остались в секте, и они были запрограммированы расценивать всех представителей внешнего мира как враждебные силы, посланные, чтобы навредить им. Она никогда не жила самостоятельно, и, что ещё хуже – чувствовала, что ей придётся окончательно порвать со своим прошлым. После восьми лет попыток похоронить своё прошлое, она приняла решение обратиться за психологической помощью и, руководствуясь методом случайного выбора, остановилась мужчине-психотерапевте. Ничто не сулило хорошего. В то утро, когда она вышла на улицу после первого сеанса терапии, два самолёта врезались в здание Всемирного Торгового Центра. Она была не очень довольна своим консультантом, а после этого дурного знака, решила больше не ходить к нему на приём. Прошло некоторое время, прежде чем она успокоилась и предприняла новую попытку. К тому времени она переехала в Нью-Джерси, и нашла там женщину, которой постепенно, подобно тому, как разматывают нитяной клубок, открыла тайную сторону своей прошлой жизни. «Это преобразило меня», — говорит Джаянти. «Я впервые открыла тайную дверь, которая была так тщательно запечатана. Это было началом путешествия. Психотерапия дала мне возможность доступа и понимания особых, недоступных ранее областей. Это было очень важно, поскольку в противном случае, мне пришлось бы носить всё это в себе до конца жизни. Теперь я понимаю, что мы формируемся на основании того, где мы были и чем занимались. Сейчас я ощущаю свою целостность».

Ощущать целостность – это одно, а написать книгу, разоблачающую тайную деятельность секты, — это совсем иное. Она говорит, что хотела рассказать эту историю, но не могла, поскольку её родители всё ещё были членами секты. В 2001-м году события получили удивительное развитие: один из бывших учеников создал на Yahoo форум для того, чтобы все остальные экс-адепты могли поделиться своими переживаниями. «Это было революционно!» — говорит Джаянти. «Раньше у людей не было возможности отыскать друг друга. Зачастую мы не знали даже фамилий других учеников, только духовные имена».

Джаянти говорит, что никогда не подвергалась растлению, но подобные обвинения в адрес Чинмоя приводят её в бешенство. «Очень скоро появилось много тревожных сообщений, в которых содержались обвинения Чинмоя в сексуальном разврате», — продолжает она, — «включая свидетельство женщины, бывшей последовательницы, которая руководила группой в Сан-Франциско, и забеременела от него. Он велел ей сделать аборт. Также есть сообщения от его учениц, что он заставлял их заниматься сексом у него на глазах. Чинмой обеспокоился, что эта информация может стать известной для широкой общественности. Он приказал своей PR-команде работать в режиме кризисной ситуации. Всем ученикам было запрещено заходить в интернет. Мой отец был личным адвокатом Шри Чинмоя на протяжении 20-ти лет и также владел дискредитирующей Чинмоя информацией. К тому же у него были растущие сомнения, которые он пока хранил в себе. Но эти обвинения затрагивали его профессиональные интересы, и он вышел он-лайн, чтобы самому ознакомиться с обвинениями и обсудить их с другими учениками». Естественно, его неповиновение получило огласку и в 2002 году его изгнали из секты.

Мать Джаянти уже давно хотела покинуть секту, но оставалась, поскольку знала, что ей запретят видеться с детьми. Когда её муж был изгнан, она поспешила запрыгнуть в его лодку. К сожалению, их брак вскоре распался. Он возвратился в Северную Дакоту и пытался вернуться к той жизни, которой жил до встречи с Чинмоем. Мать Джаянти по-прежнему проживает в Гринвиче и принимает активное участие в местной политике и благотворительности, работе хосписа и общества по поддержке разведённых супругов, а также она частично занята в детской библиотеке. Её родители построили новые тёплые и честные отношения, основанные на взаимной поддержке. Но её брат, который когда-то был лучшим другом, продолжает оставаться в культе, став одним из его руководителей. Он занимается организацией мероприятий в честь гуру и воспринимает членов своей семьи как враждебные силы.

«На протяжении моей жизни решения принимались за меня. Как только я покинула культ и осознала, что имею право принимать решения, я стала непримирима к тому, что кто-то командует мной. Поначалу я не могла выстраивать отношения типа «начальник-подчинённый» и не могла терпеть, когда кто-то говорил, что мне нужно делать. Я протестовала и сражалась. Сражение идёт по сей день.»

Много воды утекло, и много страниц её книги было написано, прежде чем Джаянти обрела душевный покой. Она счастлива в браке, живёт в округе Монмут, шт. Нью-Джерси и является мамой девочки по имени Надира (которая, по удивительному совпадению, родилась в тот же день, когда умер Чинмой). Джаянти преподаёт английский в колледже, и даже разыскала свою лучшую подругу по культу, которая также вышла из него и живёт теперь в соседнем городе. Несмотря на украденное детство, Джаянти удалось самостоятельно определить жизненные ориентиры. «Я испытываю сильное волнение, когда моя дочь переживает радости и маленькие удовольствия, которые были запрещены для меня в её возрасте. Конечно же, мы с мужем шутим, что когда Надира станет подростком и начнёт искать способ бунтовать против нас, то скорее всего она сбежит и присоединится к секте!», — говорит Джаянти.

ps.


Фото с сайта Джаянти Тэмм.

Джаянти пишет:

Хоть эта фотография и выглядит, как свадебная, — таковой она не является. Это – мой школьный выпускной. В попытке огородить меня от общения с мальчиками, гуру отдал меня в Гринвичскую Академию – школу для девочек. Гуру не учёл, что Гринвичская Академия – элитная школа, готовящая девушек из высшего общества к поступлению в колледж. Нет необходимости говорить о том, что моя учёба в Академии была подобна пребыванию на иной планете. Этот снимок сделан на моём выпускном вечере; белое платье, белые перчатки и букет – были его обязательными атрибутами.
  • 0

Комментарии (5)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.