Неприглядная правда о гипермаркетах

Несколько лет работал в гипермаркетах на разных должностях. Везде было одно и тоже: прибыль их владельцами ценится настолько высоко, что про заботу о сотрудниках и покупателях речи быть не может. Большие деньги исключают жалость к маленьким людям. Хочу поделиться опытом, что творится за стенами гигантских магазинов.


Строительство гипермаркетов

Сроки строительства, как правило, сжаты до нельзя. В большинстве случаев открытие намечают к Новому году, чтобы быстрее отбить вложенные деньги. Дается хороший откат главному архитектору города и можно строить в любом приглянувшемся месте. Быстро возводится конструкция здания, срок безопасной эксплуатации которого не больше 50 лет. При этом на экологов, пожарников и прочие мелкие службы, которые, по идее, тоже должны дать свое согласие на строительство, внимания никто не обращает. Постфактум компания выплачивает всем недовольным службам административные штрафы через суд. Понятно, что их сумма не сравнима с размерами будущей прибыли.

Отношение к работникам

За месяц до открытия начинается прием на работу. Собеседование иногда проходит прямо на территории стройки, в строительном вагончике. HR-менеджер во всех красках описывает вам серьезность компании, которая, понятное дело, не любит тунеядцев, а хороших работников ценит и всячески поощряет.

На деле вам достается адова работа с графиком, разработанным по какой-то фашистской схеме, за которую вас то и дело натягивают менеджеры (которых, соответственно, натягивают вышестоящие — это у них называется карьерный рост). Платят мало, при этом периодически лишают премии (причиной может быть даже то, что вы взяли на два дня больничный). Повышения если дождетесь, то не скоро. При этом зарплата будет ненамного выше, а объем работы еще больше.

Работники торгового зала, кассиры и продавцы ежедневно подвергаются хамским нападкам со стороны покупателей, иногда с рукоприкладством. Создается впечатление, что некоторые люди специально ходят в магазин, чтобы поскандалить. Если ответите на оскорбление, запросто можете лишиться работы.

Низкие зарплаты приводят к тому, что на всех уровнях процветает воровство. Чем выше должность — тем изощреннее способы и больше объемы. Довольно часто происходят увольнения (порой — массовые), что общей картины никак не меняет.

Текучка огромная, но руководство это не беспокоит. Наверху давно просчитали, что при такой организации труда из магазина можно выжать максимальную прибыль.

Хитрости продаж

В гипермаркете, заинтересованном в увеличении продаж, должна играть музыка.

Спокойная без слов — утром и днем, когда клиентов мало. Создает комфортную атмосферу, попадая в которую, хочется остаться в магазине подольше.
Более ритмичная инструменталка — это в час пик. Бодрит (покупай больше) и подгоняет (уходи быстрей).
Российская эстрада разных лет — по выходным и в праздники.
Поскольку мелодии быстро приедаются и устаревают, их своевременное обновление может влетать в копеечку. Поэтому многие магазины ограничиваются модной попсой с радио, разбавленной рекламными роликами.

Если вы пришли в гипермаркет первый раз, хлеб, соль, муку и прочие недорогие продукты повседневного спроса придется поискать. Обнаружите скорее всего в конце зала, в углу, на нижней полке. После того, как благополучно (или не очень) преодолеете все соблазны.

Встретят вас самые раскрученные бренды, без которых вы, в принципе, с голоду бы не умерли. Самые выгодные полки находятся на уровне глаз. Производители этого товара немало отстегнули магазину, чтобы вы его сразу заметили. Включение на полки стоит тысячи долларов (иногда и десятки тысяч) и при этом никаких обязательств со стороны гипермаркета. Чтобы товар уходил и платежи не задерживались, даются откаты менеджерам. До 10% от закупочной стоимости. Возмещаются из вашего кошелька.

Качество продуктов

Как правило, оставляет желать лучшего. Трудно найти в гипермаркете «живую» продукцию районного мясо-молочного комбината. Зато в большом ассортименте вас встретит молоко с астрономическим сроком годности и мясо из Новой Зеландии.

Объясняю. Чтобы войти с мясом в сеть надо заплатить взятку минимум 100 тысяч долларов. Автоматически повышается закупочная стоимость мяса. Поскольку в Европе существуют госдотации в сельское хозяйство, себестоимость их продукции много ниже российской. Даже если за тысячи километров через океан привезти аргентинскую говядину, она окажется дешевле нашей. А если завозить мясо, пролежавшее в европейских морозильниках несколько лет (или даже десятков лет), оно обойдется еще дешевле.

Утро в гипермаркете начинается с перебивания цифр и переклеивания этикеток со сроками годности. Все, что можно исправить, не причинив серьезного вреда здоровью, исправляется.

В этом смысле собственная кухня в гипермаркете — неоценимый помощник. Просроченные продукты и те, у которых срок годности подходит к концу, широко используются для изготовления салатов, котлет, пирожных и пр.

Бывает, что собственной кухни нет. Но всегда есть документы, где указан срок годности продукции, и по которым можно спалиться в случае проверки. Здесь используют следующие приемы:

Колбасная продукция и мясные деликатесы нарезаются, упаковываются в пленку и выставляются в холодильник в виде нарезок.
Лососевая икра пропитывается минералкой (чтобы выглядела лучше и весила больше) и продается на развес
Подделывают документы
Просроченные продукты по дешевке сбывают кафешкам или частным предпринимателям, которые продадут их на рынке. Многие люди охотно покупают залежалый товар по низкой цене.
Можно возвращать просроченную продукцию производителю. Черствый хлеб идет на выпечку свежего хлеба: его размачивают и добавляют в тесто. Из нереализованного молока делают сыр, творог и кисло-молочные продукты. Торты перерабатываются во что-нибудь иное, тоже сладкое. Из пропавшего сыра делают колбасный сыр. Рыбу с запашком обильно сдабривают ароматизаторами и консервантами, получается маринованная селедочка в банках. И так далее.

Другие способы минимизации убытков и максимизации прибыли

Расфасовывают фрукты и овощи так, чтобы в каждом пакете присутствовал хотя бы один гнилой
Заветривший сыр обрезают, благодаря чему он приобретает вид свежего
В молочном отделе свежие йогурты засовывают подальше, а издыхающие выставляют в первом ряду
Взвешивая расфасованные продукты, прибавляют лишние граммы. Так можно компенсировать их усыхание, если товар долго пролежал на складе
Цена в компьютере не соответствует указанной на ценнике. Разница небольшая, но всегда не в вашу пользу
Возможно, где-то есть гипермаркеты, которые заботятся о людях. К сожалению, я таких не видел. Если кто-то знает, поделитесь.
  • 0

Комментарии (1)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.