Город Мышкин – еще один бриллиант в Золотом кольце России

О том, что Великий Устюг — вотчина Деда Мороза, известно уже каждому россиянину. А ведь до 1998 года никто из жителей этого маленького городка ни сном, ни духом не ведал, что скоро у них поселится новогодний волшебник и толпами повалят туристы.
Город Мышкин пока не так известен. Хотя идея похожа: местные жители сказку сделали былью. В виде крохотного, но очень симпатичного туристического города. Про Мышкин — столицу мышиного мира — здесь.



На прошлой неделе я совершенно случайно узнала, что в Ярославской области есть город со смешным названием Мышкин, жители которого сделали из этого названия брэнд, объявив свой город мировой столицей мышей.

Главной достопримечательностью города является единственный в мире музей мыши, где собрано более шести тысяч фигурок грызунов. Деревенский дом — здание музея — под завязку забит тряпичными, глиняными, стеклянными, деревянными грызунами со всех концов света. Имеются «персональные» экземпляры от Дмитрия Лихачева, Булата Окуджавы, а также мыши — ветераны отечественной мультипликации, подаренные городу «Союзмультфильмом».

Среди других достопримечательностей — музей русских валенок и льна, музей Петра Смирнова, который изобрел знаменитую водку «Смирновъ», этнографический музей под открытым небом, где собраны с окрестных сел древние деревянные постройки и старинная техника.

Все эти подробности я почерпнула на официальном сайте города Мышкина (оказалось, что оный существует). По количеству предлагаемых на сайте туров я поняла, что городок не обделен вниманием туристов. Но даже не ожидала, что до такой степени!

Поскольку я человек очень падкий до всякого рода выставок и музеев, нетрудно догадаться, что через три дня мы с другом уже были в Мышкине.

Городом назвать эту деревеньку можно с большой натяжкой. Тем не менее, по выходным жизнь там бурлит. Да и в будние дни гости исправно наезжают.

Все три гостиницы (кстати, с ценами совсем не деревенскими), два ресторана и несколько кафешек в субботний вечер оказались полностью забиты туристами. Нам чудом удалось вписаться в комнатку вахтера за полцены. Поужинать пришлось консервами.

На следующий день, обходя музеи, я еще раз поразилась размаху большого туризма в маленьком Мышкине. Помимо туристов, окопавшихся в гостиницах, музеи оккупировали толпы, прибывавшие на экскурсионных автобусах.

Вот и новые рабочие места для местных жителей. Кто-то подвизался водить экскурсии, кто-то производит на дому сувениры, кто-то отплясывает перед приезжими в костюме мыши, кто-то работает живым экспонатом «Ремесленной слободки» (там одновременно что-то мастерят гончар, кузнец, токарь; в это время рядом толпятся группы туристов, которые могут заказать им какое-нибудь изделие).

«Вот это да!» — удивлялись мы. Мышкин — гениальный пример того, как на пустом месте можно создать успешный бизнес-проект.

Поспрашав местных, я выяснила, что еще десять лет назад никто и не слышал о существовании Мышкина. А сейчас город с населением 6500 человек принимает за год не меньше 65 000 туристов. В летний сезон выручка торговых точек подскакивает вдвое. На продаже одних только валенок город зарабатывает около миллиона рублей.

На долю туристов, по официальным данным, приходится четверть доходов местного бюджета. Москвичи держат в Мышкине гостиницы и поставляют туда стада туристов.

Не знаю, как де-юре, но де-факто Мышкин уже входит в Золотое кольцо России. Он признан лидером Ярославской области в развитии туристического бизнеса. Ибо проявил бесценную русскую смекалку. Даже без козыря в виде церквей, легенд и шедевров старинного зодчества, сумел разыграть свою партию.

Впрочем, одну легенду город себе все-таки придумал. Якобы давным-давно охотился в здешних краях один князь и, умаявшись, прилег отдохнуть. Только заснул — на лицо ему мышь вскочила. Князь проснулся и видит: к месту, где он лежал, змея подползает. Выходит, мышь ему жизнь спасла! Князь змею убил, на месте спасения часовенку заложил и город основал, который в благодарность окрестил Мышкиным.
Хотя в одной музейной книге царских времен говорится, что поселение было названо в честь знаменитого каменщика, который построил какие-то здания в городе.
Ну да история их рассудит.

Сейчас Мышкин — привлекательная площадка для инвестиций со стороны акул туристического бизнеса. В раскрученный брэнд вкладываются (и, естественно, впоследствии хорошо отбиваются) солидные деньги. Отлажена экскурсионная индустрия, запущен сайт в интернете, каждое лето проводятся мышиные фестивали, строится еще один туристско-гостиничный комплекс «Мыши» (мышиный брэнд обыгрывается в городе на все лады).

А местные власти, проникшиеся маркетинговыми стратегиями, выдумывают, какую бы еще мышиную фишку притянуть за хвост. Летом планируют установить в центре города памятник князю Мышкину. Еще у губернатора есть желание построить мышиный Форт Баярд.

Но не это главное. Суть в том, что любое значимое явление в арт-бизнесе, как правило, начинается с кучки сумасшедших энтузиастов. Так вот, основателем первых мышкинских музеев является один человек — Владимир Гречухин, ныне почетный гражданин города. В 60-е годы он работал журналистом и горел идеей открыть в городе народный музей, для которого с кучкой ребят-школьников волок отовсюду «всякую рухлядь и старье». Собирать экспонаты начали с соседних деревень, но постепенно добрались даже до Урала и Архангельска. Лет десять музей дислоцировался в разрушенной кладбищенской церкви и держался на голом энтузиазме и благотворительных сборах.

Музей мыши появился значительно позже, в 90-х. Идею подал один столичный журналист. Гречухинцы сначала отнеслись к ней скептически: они важными делами занимаются, старину сохраняют, а тут какая-то мышиная возня — несерьезно. Но потом передумали.

Тем не менее, туристы в Мышкин не повалили. Они ехали в соседний Углич. Но в Мышкине был еще один безумный энтузиаст — вице-мэр Петр Волков. Каждую неделю он приезжал в Комитет Российской Федерации по туризму и говорил: вы посмотрите, у нас же мыши!

Конечно, был и более серьезный аргумент — стоянка для круизных судов в Угличе была дорогая. И он говорил, что в Мышкине можно вообще бесплатно поставить суда. Его спрашивали: «Что вы хотите?». И он говорил: «Давайте проведем в год мыши Праздник Мыши в городе Мышкине».

Своего добился: на 6,5 тысяч населения собралось 5 тысяч гостей. Ярмарка, карнавал несколько доморощенный. Но эти 5 тысяч съехались, а вместе с ними — и весь окрестный турбизнес.

Сей­час в Мышкине корабли стоят в 2-3 борта, и во многом благодаря этому вице-мэру. Музейный комплекс, много лет проживший без единой копейки, сегодня получает до четырех миллионов рублей ежегодных поступлений.

С ростом доходов появилась и конкуренция. При городской администрации учреждено муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Мышкинский центр туризма», взявшее на себя организационную сторону туристического дела. Они же создали новые музейные площадки: музей валенок, усадьбу купца Чистова с мельницей, музей льна.

Понятно, что там, где крутятся деньги, хватает всякого дерьма. И некоторые социально-значимые учреждения закрываются, потому что бизнесмены выкупают под постройку удобно расположенные площадки. И между музеями идет жестокая конкуренция. То конкурирующую экспозицию начинают обходить стороной экскурсоводы, то экспонаты ценные поворуют, то вообще грозят открыть музей-близнец и выжить соперника с туристического рынка. Дошло даже до того, что музейные первопроходцы — гречухинцы — целый год ходили по инстанциям, чтобы забрэндировать музей мыши как единственный в мире.

Но когда заходишь в эти избушки, где собраны с такой любовью и выдумкой сшитые валенки, где на одной из витрин стоит мышонок, который два десятка лет назад, в твоем детстве, жил в телевизоре, где девочка-экскурсовод с огромными глазами так задорно рассказывает о мышкинских диковинах, а кузнец, в угоду привередливому туристу, совершенно спокойно, с улыбкой на лице в десятый раз исправляет форму раскаленного прутика — как-то все это становится неважно.
Маркетинг, бизнес, конкуренция — это все где-то там; внешнее, наносное. А прямо перед тобой — сердечность, увлеченность, творчество. Та самая изюминка, которая выгодно отличает Мышкин от других туристических городов
  • 0

Комментарии (0)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.